В связи с присоединением к Болонскому процессу, с 2009 года в Российской Федерации действует двухуровневая система высшего очного, заочного и высшего дистанционного образования: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).
Бакалавриат — это полноценное высшее дистанционное образование, при котором бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. По закону бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено профессиональное высшее образование. Бакалавр может продолжить образование в магистратуре, а после — в аспирантуре.
Магистратура — это ступень высшего (в том числе дистанционного) профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению. Степень магистра предусматривает более глубокое освоение знаний и подготовку к научно-исследовательской деятельности.
До 2009 года высшее образование было построено иначе: все вузы очно или заочно готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре. Большинство государственных вузов до сих пор не могут окончательно перестроиться на современную систему высшего дистанционного образования.
Для коммерческих вузов двухступенчатая система высшего дистанционного образования стала новой прогрессивной формой обучения, которая значительно расширила возможности выпускников вузов в отношении трудоустройства, профессиональной реализации и научной деятельности.
Двухуровневая система высшего дистанционного образования «бакалавриат – магистратура» открывает ряд новых возможностей:
- трудоустройство уже после 4 лет обучения в вузе
- освоение более узкой специальности в магистратуре после 4 лет обучения в бакалавриате
- получение двух (в том числе, смежных или разных) высших образования в бакалавриате и магистратуре
- поступление в магистратуру в другом вузе, т.к. условия приема для всех одинаковы
- признание дипломов бакалавра и магистра на международном уровне
- высшее дистанционное образование по двухуровневой системе дает значительное сокращение затрат на обучение
- двухуровневое образование предлагает широкий диапазон выбора гуманитарных и естественно-научных специальностей
Основным недостатком двухуровневой системы очного высшего образования является значительное сокращение количества бесплатных мест в магистратуре. В магистратуру, как правило, высокий конкурс (более 10 человек на место), да и учиться очно выходит довольно накладно- от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из ситуации становится высшее дистанционное образование, которое позволяет экономить время, деньги и нервы.
Для тех, кто планирует заниматься научной работой и продолжать обучение в аспирантуре, дистанционное высшее образование открывает новые перспективы. Вузы, в том числе зарубежные, охотно предлагают гранты и стипендии выпускникам, получившим высшее дистанционное образование в России.
Автор статьи для сайта For-Students.ru: Амина Пирманова